.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий(проект для обсуждения)

http://www.snto.ru/chto/upload/pdf/osnovi_politiki_2020_proekt.pdf

Уважаемые посетители!

     В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в сентябре 2011 года на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию будут рассмотрены «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Временная межведомственная рабочая группа при аппарате Совета Безопасности Российской Федерации по подготовке заседания представляет вниманию научной общественности проект названного документа.

     Приглашаем работников науки и образования принять участие в его обсуждении и высказать свои замечания и предложения до 30 августа 2011 года.

     Поступившие предложения будут рассмотрены и обобщены временной межведомственной рабочей группой, наиболее конструктивные - опубликованы на сайте для обмена мнениями.

Скачать документ в формате PDF

 

Проект документа

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий

на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

 

I. Общие положения

     1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее именуются – Основы) являются документом стратегического планирования в Российской Федерации.

Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства
по их поэтапному решению.

     2. Правовую базу Основ составляют Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере науки и технологий в Российской Федерации.

     3. Основы предусматривают устойчивое развитие науки, технологий и образования в рамках реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в части, касающейся отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, разрабатываемых и внедряемых в интересах реального сектора экономики, в военной организации государства и других сферах деятельности.

     4. Приоритетное развитие науки и технологий содействует реализации других приоритетов устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, а также основных приоритетов национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

     5. Основы реализуются в обеспечение национальных интересов Российской Федерации, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации указанных целей, определенных в Концепции (стратегии) долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, с учетом социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

     6. Положения Основ учитываются при формировании государственной научно-технической, инновационной и промышленной политики, военно-технической политики, государственной политики
в областях развития оборонно-промышленного комплекса, энергетики, транспорта, здравоохранения, в других наукоемких областях.

      7. Положения Основ служат ориентирами для государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого предпринимательства.

     8. Положения Основ конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

 

 

II. Стратегическая цель

и главные задачи государственной политики

в области развития науки и технологий

 

     9. Базу развития науки и технологий в Российской Федерации составляют:

1) квалифицированные ученые, инженеры и предприниматели, занятые в сфере создания и обращения научных знаний;

2) научно-технический комплекс Российской Федерации, под которым понимается совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность в академическом, вузовском, промышленном (корпоративном) и других секторах экономики, участвующих в инновационной деятельности и подготовке научных и инженерных кадров;

3) накопленные фундаментальные научные знания, передовые задельные технологические разработки и технические решения, а также интеллектуальные права на них;

4) современные экспериментально-испытательная база и опытные производства;

5) правоотношения государства и субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.

     10. Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является выход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада.

     11. В интересах достижения стратегической цели национальные научно-технологические приоритеты объединяют:

1) направления развития фундаментальных научных исследований в Российской Федерации;

2) приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации;

3) приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники.

     12. Направления развития фундаментальных научных исследований в Российской Федерации определяются при координирующей роли Российской академии наук в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

     13. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации утверждаются и корректируются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

     14. Приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники утверждаются и корректируются решениями руководителей субъектов Российской Федерации и ориентируются на решение региональных задач.

     15. Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, являются:

1) повышение эффективности государственного участия
в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки,
а также технологий, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства;

2) активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;

3) обеспечение рациональной интеграции отечественной науки
и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.

     16. Факторами, способствующими достижению стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, являются:

1) система стратегического планирования в Российской Федерации;

2) российские фундаментальные научные школы, имеющие результаты мирового уровня;

3) опыт реализации крупномасштабных наукоемких проектов;

4) плодотворное взаимодействие академической науки
с ведущими вузами страны;

5) территориальные образования с высоким научным, инновационным и промышленным потенциалом;

6) охрана и защита законом интеллектуальных прав на результаты научной и научно-технической деятельности;

7) международная социальная мобильность российских ученых высшей квалификации, международные научные и научно-производственные кооперации с участием российских юридических лиц.

     17. Факторами, осложняющими достижение стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, являются:

1) низкая результативность межведомственной координации исследований и разработок;

2) отсутствие внутреннего спроса на результаты научной и научно-технической деятельности, низкая инновационная активность организаций реального сектора российской экономики;

3) отсутствие эффективных механизмов трансфера результатов оборонных и гражданских исследований и разработок;

4) правовое несовершенство форм и механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации;

5) низкие темпы воспроизводства отечественных научных кадров высшей квалификации;

6) проявления псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных и неконкурентоспособных научных коллективов;

7) низкий уровень публичности результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также конкуренции
в научной среде;

8) невысокий социальный престиж научной и инженерной работы;

9) отток научно-технологических и материальных ресурсов для поддержания изношенных объектов российской промышленности, энергетики и транспорта, созданных в индустриальную эпоху, в целях предотвращения техногенных аварий, катастроф и ликвидации их последствий.

 

 

III. Повышение эффективности государственного участия
в развитии науки и технологий

 

     18. Повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий является необходимым условием сохранения и приумножения отечественного научного и научно-технологического потенциала перед лицом новых вызовов и угроз
ХХI века в обеспечение национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

     19. Решение задачи повышения эффективности государственного участия в развитии науки и технологий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) регулярное обновление (корректировка) долгосрочных стратегических прогнозов и сценариев развития науки, технологий и техники, концептуальных и программных документов стратегического планирования в области развития науки и технологий;

2) усиление внимания новым вызовам и угрозам, порождаемым развитием и распространением нанотехнологий, конвергенцией наук;

3) планомерное наращивание бюджетных ассигнований на исследования и разработки;

4) передача части функций отраслевой прикладной науки вузовскому сектору научно-технического комплекса;

5) усиление координирующей роли органов государственного управления в развитии оборонных и гражданских исследований и разработок и использовании их результатов;

6) усиление роли независимого экспертного научного сообщества в определении национальных научно-технологических приоритетов и конкурсном отборе научных проектов, финансируемых из бюджетных средств;

7) разработка на основе программы фундаментальных исследований государственных академий наук и реализация единой программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, включающей, в том числе, мероприятия по капитальному строительству объектов науки и обновлению научного оборудования;

8) усиление роли бюджетных фондов фундаментальных и поисковых исследований и конкурсная поддержка научных проектов и научных мероприятий бюджетными грантами;

9) содействие междисциплинарной кооперации российских фундаментальных научных школ;

10) создание национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации;

11) законодательное совершенствование правового статуса государственных академий наук и государственных научных центров, формирование с их участием эффективных институтов инновационного развития, располагающих новыми научными знаниями;

12) расширение участия вузов в научных исследованиях и разработках, содействие коммерциализации получаемых ими результатов научной и научно-технической деятельности;

13) разработка и реализация государственной программы фундаментальных и поисковых научных исследований в области обеспечения обороны и безопасности с финансированием ее мероприятий, в том числе, посредством бюджетных грантов;

14) развитие федеральной контрактной системы Российской Федерации в части, касающейся научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, путем систематизации государственных нужд в исследованиях и разработках и передачи созданных с использованием бюджетных средств технологий в реальный сектор экономики с соблюдением интеллектуальных прав;

15) аккредитация в рамках федеральной контрактной системы юридических лиц, осуществляющих научные исследования и разработки, для участия в выполнении государственных заданий и заказов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

16) создание национальной системы оценки результативности и эффективности деятельности государственных научных организаций, гармонизированной с международными стандартами в этой сфере деятельности;

17) развитие прикладных научных исследований и разработок, а также прогнозных исследований военного и специального назначения по государственному оборонному заказу в рамках государственной программы вооружения и других государственных программ;

18) формирование и реализация единой государственной программы исследований и разработок гражданского назначения, а также двойного применения («Наука и технологии»);

19) введение специальных таможенных и налоговых режимов в отношении ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с нее,
а также использования имущества, предназначенного исключительно для проведения исследований и разработок;

20) разработка и реализация в системе высшего профессионального образования новых образовательных стандартов и требований, а также учебных программ междисциплинарного характера, отражающих конвергенцию наук и новейших наукоемких технологий;

21) обеспечение полноты, оперативности и достоверности научно-технической информации в научной, научно-образовательной и научно-производственной сферах, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий с полным учетом и освещением информации о результатах исследований и разработок, полученных с использованием бюджетных средств, включая результаты диссертационных исследований;

22) ориентация тематики принимаемых к защите диссертационных работ на национальные научно-технологические приоритеты;

23) обеспечение перспективных молодых ученых государственных научных и образовательных организаций служебным жильем и материальными пособиями;

24) обеспечение полноты и объективности государственной статистики науки с учетом структурных особенностей российского научно-технического комплекса.

 

 

IV. Активизация инновационных процессов

в национальной экономике и социальной сфере

 

     20. Активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере предполагает увеличение внутреннего потребительского спроса на нововведения, стимулирующего научную, научно-техническую деятельность и инновационное предпринимательство.

     21. Решение задачи активизации инновационных процессов
в национальной экономике и социальной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:

1) разработка с участием организаций, представляющих интересы российских предпринимателей, нормативно-правовой базы, типовых форм и процедур государственно-частного партнерства в области развития науки и технологий;

2) организация внутреннего рынка интеллектуальной собственности, прежде всего рынка прав на технологии, и содействие его развитию;

3) обеспечение заинтересованности субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности в оформлении и соблюдении интеллектуальных прав, способствующей росту нематериальных активов юридических лиц;

4) использование ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации, других государственных финансовых институтов развития для поддержки высокотехнологичных долгосрочных бизнес-проектов;

5) совершенствование института венчурного финансирования для поддержки стартующих инновационных компаний;

6) организация и государственная поддержка на конкурсной основе «технологических платформ» и других инструментов коммуникации предпринимательского сообщества, науки и государства, ориентация их на развитие и использование критических технологий Российской Федерации;

7) публичное освещение в средствах массовой информации хода реализации национальных научно-технологических приоритетов;

8) содействие партнерству и кооперации на контрактной основе крупных компаний с государственным участием, государственных научных, научно-производственных и научно-образовательных организаций с организациями малого и среднего высокотехнологичного бизнеса;

9) выработка совместно с предпринимательскими и общественными организациями стратегических инновационных инициатив, сценариев и прогнозов инновационного социально-экономического развития и организация их публичного обсуждения в средствах массовой информации;

10) расширение инфраструктуры инновационного предпринимательства: особых экономических зон, технопарков, центров трансфера технологий, инжиниринговых и сертификационных центров, венчурных инновационных фондов;

11) содействие созданию негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

12) развитие центров коллективного пользования уникальным научным и испытательным оборудованием, обеспечение его доступности частным организациям, в том числе посредством лизинга;

13) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в отраслях национальной экономики, расширение участия отечественных производителей высокотехнологичной продукции в выполнении государственных и муниципальных заказов;

14) формирование мерами антимонопольного, тарифного, технического и других видов регулирования мотивации компаний к инновационному развитию и технологической модернизации;

15) разработка и реализация под государственным контролем программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием;

16) обобщение опыта создания и функционирования территориально обособленного инновационного центра «Сколково» по развитию исследований, разработок и коммерциализации их результатов с целью использования данного опыта в других районах
с высокой концентрацией научно-технологического и предпринимательского потенциала;

17) формирование и использование дополнительных инструментов государственной поддержки наукоградов Российской Федерации, академгородков, индустриальных кластеров и других территориальных образований, имеющих предпосылки инновационного лидерства;

18) разработка и реализация комплекса мер по противодействию проявлениям в Российской Федерации псевдо- и лженауки;

19) формирование и внедрение учебных курсов по инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования;

20) вовлечение талантливой молодежи, студентов и аспирантов в инновационное предпринимательство в рамках инновационной деятельности вузов;

21) усиление пропаганды научных знаний, научно-технической и инновационной деятельности в средствах массовой информации с отнесением финансового обеспечения такой пропаганды к расходным обязательствам Российской Федерации.

 

 

V. Обеспечение рациональной интеграции

отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации

 

     22. Участие в научных, научно-технических и инновационных проектах других стран и транснациональных корпораций, а также в межгосударственных наукоемких проектах является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности российских научных школ и научных организаций.

Рациональная интеграция отечественной науки и технологий
в мировую инновационную систему предусматривает отслеживание мирового уровня научных исследований и разработок, импорт передовых научных знаний и технологий, необходимых для национальной экономики, обороны и безопасности, а также экспорт конкурентоспособной высокотехнологичной российской продукции.

     23. Основными направлениями деятельности государства по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему являются:

1) содействие кооперации российских и зарубежных фундаментальных научных школ;

2) обеспечение участия Российской Федерации
в международных научных и научно-технических программах (проектах) в качестве равноправного партнера;

3) содействие созданию на территории Российской Федерации международных научных организаций;

4) содействие реализации международных проектов, предусматривающих размещение на территории Российской Федерации научных лабораторий и передового научного оборудования;

5) содействие развертыванию на территории Российской Федерации высокотехнологичных лицензионных производств, привлечению на работу в России высоко квалифицированных иностранных ученых и специалистов;

6) определение и соблюдение необходимого научно-технологического суверенитета Российской Федерации в области стратегических материалов, электронных компонентов, программного обеспечения, критических производственных, военных и специальных технологий;

7) обеспечение полноты учета и защиты интеллектуальных прав государства при экспорте российской высокотехнологичной продукции;

8) содействие патентованию результатов научно-технической деятельности, полученных российскими научными организациями,
за рубежом;

9) содействие сертификации высокотехнологичной продукции российских компаний на соответствие международным требованиям безопасности и качества;

10) гармонизация российских и международных технических регламентов и стандартов в сферах, где существуют перспективы международной торговли высокотехнологичной продукцией.

 

 

VI. Этапы реализации Основ

 

     24. Главные задачи, решаемые для достижения к 2020 году стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, выполняются одновременно и взаимосвязано.

В процессе их решения выделяются два этапа.

На первом этапе (2011 – 2015 годы) основные усилия сосредоточиваются на повышении эффективности государственного участияв развитии науки и технологий и активизации государством инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере.