.
Национальный информационный центр по науке и инновациям

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=42940

Завлечь в Россию
Сегодня Россия – один из наиболее активных партнёров Евросоюза в области научно-технического развития. Только в 2011 году 440 российских учёных были задействованы в 288 исследовательских проектах, на финансирование которых ЕС в общей сложности потратил более 56 миллионов евро. Однако подобное сотрудничество носит в основном односторонний характер. Европейские учёные неохотно едут работать в Россию. О том, почему так происходит и как изменить ситуацию, говорили в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) на конференции «Международное сотрудничество в сфере науки и образования».

Альфия Еникеева

Новый доступ к российским программам

Российские учёные проявляют больший интерес к международным научным проектам Евросоюза, чем их коллеги из других стран, констатировал министр – советник по науке и технологиям Представительства Европейского cоюза в РФ Мануэль Халлен. Это касается как числа заявок, поданных по линии 7-ой Рамочной программы (1591 в 2007–2010 годах), так и количества исследователей, в конечном счёте получивших грантовую поддержку (323 в 2007–2010 годах). Больше всего наших соотечественников трудится в таких областях, как здравоохранение, биотехнологии, нанотехнологии и науки о материалах.

Мануэль Халлен: Российские учёные проявляют больший интерес к международным научным проектам Евросоюза, чем их коллеги из других стран

По линии предыдущей, 6-ой Рамочной программы в Россию было направлено порядка 120 миллионов евро. Сейчас эта цифра уменьшается, хотя количество отечественных учёных, занятых в европейских научных проектах, продолжает расти. Это связано с тем, что в настоящее время наша страна софинансирует многие из этих исследований.


Анна Пикалова: Сейчас в рамках 7-й РП появилось множество проектов, которые открывают доступ европейцам к российским исследовательским программам

Однако другие ожидания от двустороннего сотрудничества – в частности, привлечение европейских учёных в российские лаборатории и вузы – пока ощутимых результатов не принесли. За исключением победы в конкурсе мегагрантов, которая предполагает приезд в Россию сразу нескольких европейцев, исследователи из стран ЕС неохотно едут к нам работать. Правда, директор Центра международных проектов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, сопредседатель Рабочей группы Россия-ЕС по исследованиям в области мобильности кадров Анна Пикалова отметила, что сейчас в рамках 7-й РП появилось множество проектов, которые открывают доступ европейцам к российским исследовательским программам.

«Это проект BILAT-RUS, направленный на укрепление двустороннего научно-технического сотрудничества с Россией. Проект ERANET-RUS, основная цель которого – присоединение России к европейскому научно-техническому пространству и координация между европейскими и отечественными научно-техническими программами. <…> Был создан специальный интернет-портал, на котором можно найти руководство по научно-техническому сотрудничеству между Россией и ЕС. Также есть список программ, в которых можно принимать участие, а также база данных российских институтов, уже не первый год реализующих международные проекты, – рассказала г-жа Пикалова. – Кроме того, по вопросам улучшения мобильности исследователей мы собирали анкеты наших организаций и вузов, которые, по их мнению, готовы пригласить к себе европейских учёных для проведения научных работ. К сожалению, заполненных анкет было немного».

Триста лабораторий для успешной интеграции

По мнению директора Департамента международной интеграции Минобрнауки России Игоря Проценко, главное условие успешной интеграции в мировое научное пространство – наличие среды, «в которой существуют лаборатории и центры компетенции мирового уровня». Созданием такой среды должны заниматься национальные исследовательские университеты (НИУ). Именно на их базе в ближайшие 10 лет должно появиться около трёхсот сильных лабораторий. Примерно по 10 лабораторий на каждую критическую технологию.


Игорь Проценко: Ведущие университеты должны получить возможность по целевым направлениям посылать людей на учёбу за рубеж под гарантии трудоустройства в российском бизнесе

«Таким образом, помимо базиса для подготовки высококвалифицированных специалистов для экономики, мы получаем необходимый уровень научной конкуренции и развиваем среду для научных исследований», – пояснил г-н Проценко. Весной прошлого года правительство приняло ряд постановлений, направленных на развитие этих лабораторий: № 218 (о сотрудничестве вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (о господдержке инновационной инфраструктуры в университетах) и № 220 (о привлечении в российские вузы ведущих учёных).

Кроме того, закон об одностороннем признании дипломов сейчас прошёл первое чтение в Государственной Думе. «Он предполагает, что автоматически будут признаваться дипломы 200–300 ведущих зарубежных университетов, которые будут утверждаться на основании международных рейтингов. Также в список этих вузов попадут учебные заведения, которые ведут подготовку по определённым государством приоритетным специальностям», – отметил Игорь Проценко.

Ещё один важный момент, на который обратил внимание директор Департамента международной интеграции Минобрнауки России, – это рынок для специалистов, прошедших обучение в этих научно-образовательных центрах. По его мнению, необходимо создавать среду, лояльную к таким специалистам. «Например, корпоративная среда ведущей компании России должна воспринимать людей с европейским образованием или опытом работы за рубежом. Они должны иметь возможность раскрыть те таланты, которые сформировали во время обучения как в российских, так и в зарубежных центрах мирового уровня», – подчеркнул Проценко и добавил, что в настоящее время во многих компаниях и вузах люди, получившие западное образование или стажировавшиеся за границей, к сожалению, «выдавливаются средой, потому что они понимают, что необходимо изменять процессы управления как в бизнесе, так и в вузах. Без критической массы таких людей не удастся избавиться от перекосов, которые возникли в 90-е годы и связаны с неэффективностью образовательного процесса, работы аспирантуры и научных исследований».

По словам Проценко, ведущие университеты должны получить возможность по целевым направлениям посылать людей на учёбу за рубеж под гарантии трудоустройства в российском бизнесе. В августе этого года НИУ получили такое право. Сейчас обсуждается вопрос о финансировании этого направления и в федеральных университетах.

Для привлечения в Россию зарубежных специалистов рассматривается возможность проведения производственных учебных практик для иностранных студентов на российских предприятиях. «Сейчас такая работа в полном режиме ведётся с Германией. В случае успеха эта практика будет распространена и на другие страны», – уточнил Проценко.

К сожалению, о том, что подписание законов и постановлений в нашей стране не всегда служит поводом для их исполнения, директор Департамента международной интеграции Минобрнауки России ничего не сказал, но участники конференции всё же напомнили ему об этой вечной российской проблеме. В частности, сотрудник Казанского государственного университета сообщил, что, несмотря на принятое правительством в декабре прошлого года решение об отмене специальных квот при приглашении на работу в вуз иностранных преподавателей, в республиканском Управлении миграционной службы руководство вуза заставляют оформлять для них разрешения на работу.

«Не может быть! Это 385-ФЗ! Не имеют права нарушать!» – не поверил Проценко и пообещал лично во всём разобраться, то есть в очередной раз переключить работу на ручной режим. Не исключено, что такие же настройки потребуются и при реализации новых инициатив, о которых рассказали на конференции. Впрочем, россияне к ним уже привыкли, а вот европейцы этих наших особенностей могут и не понять.


Обсудить на форуме
researcher@