.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
14-10-11
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=41477&d_no=42737

Заложники системы

Екатерина Боровикова

Владимир Марченко, председатель Студенческого Координационного Совета Общероссийского профсоюза образования, заместитель председателя объединенной первичной профсоюзной организации МГУ имени. М.В. Ломоносова, считает, что за реформированием системы образования, политическими, экономическими и прочими аспектами совсем не видно главного – интересов студентов.

Какие проблемы студентов, на Ваш взгляд, сейчас требуют решения?

– Если говорить в общем, главная проблема такова. Студент, как личность, как молодой гражданин, не играет в образовательном процессе особой роли. Государству необходимо перевести систему обучения на Болонскую систему, чтобы выглядеть достойно с точки зрения стран Евросоюза, одновременно сократив бюджетные расходы. Работодатели пытаются влиять на учебный план, видя в студентах будущих сотрудников. Политические деятели рассматривают работу со студенчеством как возможность самопиара. И так далее. Студент оказывается один на один с множеством внешних факторов, заявленные в отношении него приоритеты остаются лишь декларацией. Побеждают куда более меркантильные ценности, чем развитие личности и формирование полноправного гражданина.

Если же отвлечься от такого общетеоретического подхода, главная проблема, заслоняющая по значимости даже стипендию, – это качество образования. Количество студентов, из-за того что появилась платная форма обучения, удвоилось, а нагрузка на преподавателей и инфраструктуру вузов существенно возросла. Вузы вынуждены распылять свои усилия на выросший в два раза контингент студентов, а реальное количество преподавателей, аудиторий, общежитий, столовых остается в масштабах страны практически неизменным. Те деньги, которые поступают от платных студентов, расходуются в основном на текущие потребности: зарплату преподавателей, неотложный ремонт, закупку всякой мелочевки и пустить их на развитие вуза в целом возможности нет, да и масштабы не те. Студенты – как бюджетники, так и контрактники – в этом плане заложники недостаточной системы финансирования вузов. Ни один ректор не готов отказаться от платных образовательных услуг – это вопрос выживания вуза. Только государство, увеличив финансирование, может изменить эту ситуацию. Хорошо, если преподаватели своим профессионализмом, авторитетом, увлеченностью поддерживают необходимый уровень образования, но долго машина на износ работать не сможет.

Могут ли студенческие организации как-то исправить ситуацию, дать студентам возможность «заявить о себе»?

– При современных технологиях студенту, для того чтобы заявить о себе, организации самоуправления не нужны. Он может снять ролик, рассказать о волнующих его проблемах и вопросах и, если у него все будет сказано точно, это вызовет резонанс. Студенческие организации – это понятный администраторам формат взаимодействия, использовать их нужно в первую очередь не для самозаявления и самопиара, а для решения общих корпоративных вопросов. К сожалению, есть множество примеров, когда в руководители студорганизаций приходят ради построения собственной карьеры, получения особых бонусов от деканов и ректоров, а слово «студенческая» используют для проформы.

В комментарии на сайте Студфорума Вы говорили о том, что студенческие организации не всегда представляют интересы собственно студентов. Чьи же тогда?

– Есть организации, которые создаются по инициативе «сверху». Университетам нужна студенческая активность, нужно показать, что у них самые лучшие студенты, самые лучшие студенческие проекты, самые лучшие мероприятия, самым лучшим образом решаются проблемы учащихся и так далее. Если реальной студенческой активности нет, тогда руководство вуза может назначить этих «самых лучших». Механизма влияния у рядовых студентов на такую организацию нет, в то время как, например, деятельность профсоюза они могут контролировать. Нет ничего плохого в том, чтобы инициатором создания студенческой организации был ректор. Это уважаемый человек, хорошо осведомленный о положении дел в вузе. Но такая организация должна быть легитимной – выборы представителей в нее должны проводиться на каждом факультете, курсе, в каждой группе. Эта организация должна предложить механизм открытости в работе и механизм публичных регулярных отчетов перед студентами.

Сейчас очень много различных студенческих организаций всероссийского уровня. Зачем их столько?

– Большинство из них – новоделы, наверно время молодежной апатии прошло, появился интерес к публичной политике. Перед выборами всегда так бывает. За каждой из этих организаций стоит определенная сила, политическая или экономическая. Возьмем Российский профсоюз студентов. Если посмотреть в Интернете, сразу станет ясно, какому политическому крылу он более привержен. Посмотрим на Российский союз студенческих организаций – на встрече у Путина, когда было объявлено о создании Народного фронта, уже присутствовал Андрей Андриянов, хотя РССО тогда еще не было, ее спешно создавали через 2-3 недели. Нужна была студенческая организация без собственных целей и политических пристрастий, сделанная под конкретную задачу. Поскольку никаких реальных выборов в РССО не было, можно сделать вывод, что требовалась просто картинка, видимость того, что интересы студенчества представлены, а реально…. Говорить пока рано. Организация существует меньше полугода. Какие у нее будут результаты, насколько жестко она будет отстаивать интересы студентов – посмотрим. В частности, это будет видно на Студенческом форуме. Если тема поддержки студентами инициатив Министерства образования по реформированию системы образования вытеснит те вопросы, которые волнуют студентов… Ну что ж – значит, такой уж у РССО подход к жизни. Студенты это, я надеюсь, оценят.

Обсудить на форуме
researcher@