.
опек.ru
02.08.2009

30 млрд на инновационную переподготовку
Минобрнауки спрогнозировало потребность экономики в инновационных кадрах до 2012 г. и провело первое публичное обсуждение масштабной программы их переподготовки

Иван Стерлигов

Сегодня, в разгар кризиса, разговоры об инновационном развитии и новых кадрах можно вести скорее с расчетом на будущее – признался, открывая круглый стол, замминистра образования и науки Владимир Миклушевский. Согласно прогнозу Минэкономразвития , за острой фазой (2009 г.) наступит стабилизация (2010 г.), выход из кризиса (2011-2012 г.) и «возврат на траекторию инновационного развития» (2013 г.). «Совершенно очевидно, что из кризиса экономика России выйдет с другим экономическим укладом», уверенно добавил чиновник. Но в правительстве понимают: чтобы развитие было действительно инновационным, кадры нужно готовить уже сейчас.

Для того, чтобы определить, сколько нужно кадров и в каких отраслях они будут задействованы, Минобрнауки заказало специальный прогноз Петрозаводскому госуниверситету. За отправную точку была взята Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 г. Согласно ей, доля инновационных предприятий должна возрасти с 8,5 до 40-50%, а доля инновационной продукции – до 25-35%.

Это крайне амбициозные показатели, но именно они легли в основу кадрового прогноза. Из него следует, что, даже с учетом роста производительности труда, инновационному рынку к 2012 г. будет нужно ежегодно 475 тыс. человек. Однако сейчас корпоративное обучение массово сворачивается, падают и вложения в саморазвитие самих граждан, поэтому основную нагрузку придется взять на себя государству. Оно готово обучать ровно половину – 238 тысяч человек (см. рис 1).

По словам замминистра, это инициатива, развивающая и дополняющая известное постановление правительства о переподготовке безработных и рискующих быть уволенными лиц. Если тот документ был призван оперативно снизить напряженность в острую фазу кризиса, то новая программа нацелена на будущее.

Предполагается, что 40% ее участников придут в центры дополнительной подготовки, уже имея высшее образование, 35% – со средним, и 25% – с начальным. Предусмотрены различные варианты обучения – курсы по 500 и 1000 часов. Всего за 2010-2012 г. программа может охватить 713 тыс. человек, а ее стоимость составит 30 млрд. рублей (см. рис. 2).

Право разрабатывать базовую (инвариантную) часть учебных программ компетентные организации должны будут получать по конкурсу. Также по конкурсу отберут и непосредственно проводящие переподготовку центры, каждый из которых сможет дополнить программы, исходя из конкретных пожеланий местного бизнеса (см. рис. 3).

Создание инфраструктуры и определение перспективных рынков труда завершится уже в этом году, средства на это найдут в Федеральной целевой программе развития образования.

Дальнейшее развитие событий пока не очевидно. Как пояснил после круглого стола замдиректора департамента образовательной политики Минобрнауки Евгений Князев, «предполагаемый комплекс мероприятий настолько разноплановый, глубокий и ресурсоемкий, что вполне претендует на то, чтобы оформиться в виде федеральной целевой программы». Ее рабочее название – «Опережающая переподготовка кадров для инновационной экономики России». В министерстве надеются, что программа сможет стартовать в 2010 г. 

У образовательного и делового сообщества правительственная инициатива в целом вызвала одобрение, но нашлись и скептики. Так, директор корпоративного университета «КамАЗ» Светлана Михеева подчеркнула, что эффективной переподготовка может быть только в группах, причем не в лекционных аудиториях, а на местах будущей работы.

Директор по инжиниринговой деятельности «РусГидро» Виктор Попов заметил, что на базе существующих вузов и ссузов развернуть широкую подготовку специалистов-инженеров мирового уровня не получится. Единственным критерием эффективности может стать внешний контроль, т.е. опыт участия в международных бизнес-проектах.

С ним согласен и другой энергетик – Дмитрий Холкин из Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике. По его мнению, специалистов, совмещающих компетенции менеджера и инженера, у нас катастрофически не хватает, и никаких положительных сигналов об изменении ситуации от образования за последние годы не поступало.

Специалисты признали, что бизнесу будет очень непросто обеспечить готовящуюся ФЦП профстандартами, рассчитанными на 3-5 лет вперед. Возможный выход из ситуации одни видят в перекладывании задачи определения содержания переподготовки на региональные власти, другие – в обращении к международным профстандартам.

Обсудить на форуме
researcher@