.
slon.ru
22.09.09

«Каждый четвертый в России никогда не работал по специальности»
Заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников

Екатерина Чекмарева

Выступление на круглом столе «Трансформация человеческого капитала в российском обществе»:

о накопленном образовании в России:

Число средних лет накопленного образования в 1995 – 2008 г. в России увеличилось почти на 1 год. Примерно 10 лет – обучение в школе, меньше одного года – ПТУ, год – среднее учебное заведение, 1,5 года – это вуз. Число накопленных лет образования у женщин выше, чем у мужчин, в городе выше, чем на селе. Максимально оно у специалистов высшей категории составляет 16 лет, у низшей – 11,5.

Почти 12 лет формального образования – это гораздо выше, чем во многих развивающихся и развитых странах. Россия в этом контексте выглядит поразительным образом. Россия – это исключительный случай. Ее объединяют со странами БРИК, но при этом Россия с формальной точки зрения обладает более высоким человеческим капиталом. Единственная страна, которая опережает Россию по этим показателям – США. Россия намного выше тренда. Нет стран, которые обладали бы таким же уровнем дохода и при этом таким же уровнем образования.

Распределение населения по уровням образования. С 1995 года произошли резкие изменения по краям образовательной шкалы. Увеличилось число тех, кто имеет неоконченное образование. При этом на 4 процентных пункта возросло число тех, кто получил высокий уровень формального образования. Женщины в России в среднем более образованны, чем мужчины, и разрыв резко увеличивается. Доля женщин с основным общим образованием упала на 3 процентных пункта, при этом доля женщин с высшим образованием выросла на 7 процентных пунктов. Это не свойственно для других стран.

В России, по разным оценкам, более 50% населения обладает третичным образованием. Это что-то немыслимое и непредставимое. На это можно сказать, что третичное образование [получают не последовательно]. В России широко представлены случаи, когда люди получают среднее специальное образование параллельно с общим.

о стаже работы:

Стаж работы человека на одном и том же месте. Даже в начале 1990-х годов продолжительность стажа была низкой, и она стремительно уменьшалась. У мужчин она падала быстрее, чем у женщин. Сегодня этот показатель составляет 7 лет, при этом во всем мире – 12 лет. Треть всех занятых в течение года «перетряхиваются» и переходят с места на место. Их специфический капитал равен нулю. Падение средних показателей среднего стажа было вызвано сокращением работников со средним стажем более 10 лет. Это означает, что работники плановой системы стали покидать свои рабочие места или переходить с места на место.

Дополнительное образование играет важную роль. В современных условиях работа и обучение чередуются и перемежаются. Человек должен периодически повторять, обновлять запас знаний. В среднем примерно 5% российских работников повышали свою квалификацию в течение года. Это весьма немного. И это несмотря на то, что это был период экономического роста. Продолжительность [такого обучения] невелика – менее одного года.

об отдаче от человеческого капитала:

Мы выделяем типы человеческого капитала, которые условно назвали инновационными – это знание иностранных языков, умение пользоваться компьютером, интернетом. Даже за тот период, который представлен на этом рисунке, доля пользователей компьютера увеличилась на 20 процентных пунктов, пользователей интернета – в 3 раза. Среди молодежи доля тех, кто пользуется интернетом, достигает 90%. С этой точки зрения в России произошел реальный прорыв. Со знанием иностранных языков [ситуация хуже]. Примерно 20% респондентов считают, что владеют какими-то языками. 14% говорят, что что-то понимают, свободно [владеют] – 1,4%. Если эта провальная ситуация не будет исправляться, Россия не сможет вписаться в глобализированную современность.

В среднем почти бесполезными свои знания считают 22%. На уровне сузов и ПТУ эти показатели наиболее велики, среди окончивших вузы ниже – 11%. Профессионалами считают себя 60% работников, а что не обладают достаточным капиталом – 40%.

Человеческий капитал приносит отдачу только в том случае, если он не простаивает, а используется. Можно выявить несколько структурных несоответствий. Они возможны по вертикали, когда работник имеет недостаточный капитал, когда человек трудится не по той специальности, которой его обучали. По оценкам самих респондентов, 25% считают, что им недостаточно того образования, [которое они получили].

Оценки избыточного образования ведут себя обратным образом – когда люди трудятся не по той специальности, которую они получили. Каждый четвертый никогда не работал по специальности, треть то уходили, то возвращались. Только 40% всегда оставались верны полученной ими профессии. Среди современных выпускников – это 35%. Сегодня доля тех, кто работает не по специальности, мало отличается от молодежных когорт. В том, чтобы люди изменяли своей специальности, явно возобладала установка, что получение образования не связано с тем, где они будут работать. Для работников старшего поколения это был переход, когда они были вынуждены менять работу. Примерно 20% работают по близкой специальности. И я обращу внимание на группу низкопрофессиональных рабочих: никто не работает по специальности.

Мы должны судить о том, помогает или не помогает человеческий капитал, усиливает или нет он позиции человека на рынке труда. Чем выше образование, тем выше уровень экономической активности, тем выше занятость. Среди обладателей вузов уровень безработицы ниже, чем в целом по стране. Накопление человеческого капитала является важнейшей детерминантой заработка. Обладатели высшего образования зарабатывают вдвое больше, чем обладатели среднего образования. У женщин отрыв еще больше.

Накопление опыта дает прибавку к заработку до 35-летнего возраста, затем он держится либо на одном уровне, либо идет вниз. Это ненормальный график. В развитых странах пик – на уровне 55 лет, опыт продолжает давать отдачу на протяжении всей жизни. Это беспрецедентная ситуация, и ничего подобного в развитых странах мы не обнаруживаем.

Уровень профессионального мастерства влияет очень сильно. Люди, которые оценивают свое мастерство как высокое, получают в 2 раза больше. Почти вдвое [увеличивает заработок] пользование интернетом. Существенную прибавку дает владение иностранным языками.

Почти не дает никакого выигрыша окончание ссуза. Вуз увеличивает заработки в 1,5 раза. По международному уровню мы ближе к нижнему краю окупаемости образования. «Премия» на высшее образование для мужчин оказалась на уровне 30%, что невысоко.

Показатели отдачи специального стажа: увеличение стажа на 10 лет дает прибавку в зарплате на 1%. Мы видим, что это почти неокупаемый показатель. «Премия» за повышение профессионального мастерства – профессионалы высокого класса зарабатывают на 60% больше.

Штрафы, которые рынок труда присуждает тем, кто осуществлял нецелевые инвестиции [в свой капитал]. [Наблюдается] зависимость заработка от оценок респондентов, насколько они используют свои заработки. Использование знаний на 100% дает прибавку в 40% в отличие от тех, кто использует знания не полностью. Опыт работы по специальности также обеспечивает прибавку к заработку. Те, кто работает по специальности, зарабатывают на 20% больше, чем те, кто работает не по специальности.

Даже при учете всего этого множества факторов все отмеченные характеристики работают и дают ощутимую прибавку к заработку. Люди многое теряют, если их знания не полностью используются, [если имеют место] переинвестиции в капитал. Единственная характеристика, которая не всегда работает, это наличие опыта.

об образовательных намерениях:

Исследование образовательных намерений молодежной группы 15 – 19 лет. Средние цифры за последний раунд показали, что примерно 85% собираются продолжать образование, примерно 60% собираются продолжать обучение в вузе. Мы знаем, что даже те, кто говорил, что не будет продолжать образование, могут пойти в вузы. Мы знаем, что показатели отсева из вузов остаются на минимальной отметке. Мы знаем, что образовательные намерения с ходом времени непрерывно растут. Доля тех, кто собирается учиться в вузах, в этой когорте выросла на 10%. В перспективе 2 – 3 десятилетий практически 90% будут обладать третичным образованием и порядка 35% будут обладать высшим образованием. Если это произойдет, то это будет первый случай [в истории]. Такой практики раньше не существовало.

Образовательные намерения зависят от пола. Даже молодые женщины хотят учиться больше, чем мужчины. Есть зависимость от места проживания, от числа детей в семье, от уровня образования родителей, есть зависимость от уровня дохода.

о возможных изменениях в системе образования:

Во-первых, важнейшее изменение могло бы состоять в том, чтобы процесс обучения перестал быть де факто формой рекреации молодежи, чтобы молодые люди там на самом деле пахали. Но для этого придется разорвать ту связь количества обучающихся и объемов финансирования, [которая сейчас имеет место]. Кто же согласится рубить сук, на котором сидит? Ставить двойки и отчислять, если его учебное заведение будет меньше получать [из бюджета]. [Нужно,] чтобы бизнес подключился к разработке стандартов образования. Это предполагает, что сами предприятия должны гораздо больше вкладывать в подготовку и переподготовку работников. Видимая нагрузка должна лечь на систему дополнительного образования.

Необходимо переходить к более сложным критериям отбора. А теперь, если уровень людей с высшим образованием достигнет, к примеру, 70%, то вы берете кота в мешке. Перед функцией образования как перед системой отбора это ставит новые задачи.

об инновационной экономике:

Я к термину «инновационная экономика» отношусь со скепсисом, с некоторой иронией. Я не использую его всерьез и не готов рассуждать, каковы факторы инновационной экономики. Тем не менее, я готов отметить три канала, по которым [человеческий капитал влияет на инновации]. Накопление человеческого капитала позволяет более эффективно выполнять определенный вид работы или быть готовым к более высоким требованиям труда. Люди еще быстрее приспосабливаются к изменениям, они быстрее осваивают нововведения. Люди с человеческим капиталом первыми пользуются инновациями. Благодаря накоплению запасов человеческого капитала ускоряются темпы прогресса. Оно способствует распространению новых знаний, способствует ускорению генерирования новых знаний. В принципе, если есть возможность, надо учитывать все эти три канала.

Обсудить на форуме
researcher@