.
поиск
24 сентября 2008

Конец шатаниям?
На прошлой неделе в Бауманке состоялось международное совещание по проблемам и перспективам развития переподготовки и повышения квалификации кадров. В нем приняли участие члены Общественного совета базовой организации, руководители высших учебных заведений, научные работники и специалисты промышленности, представители законодательной и исполнительной власти, а также посольств государств - участников СНГ, академических структур и общественных организаций.

Елена Моргунова

Чуть меньше года назад МГТУ им. Н.Э.Баумана стал базовой организацией по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий стран - участниц Содружества независимых государств. Постановление о придании главному техническому университету России такого статуса подписали главы правительств этих стран. А на прошлой неделе в Бауманке состоялось международное совещание по проблемам и перспективам развития переподготовки и повышения квалификации кадров. В нем приняли участие члены Общественного совета базовой организации, руководители высших учебных заведений, научные работники и специалисты промышленности, представители законодательной и исполнительной власти, а также посольств государств - участников СНГ, академических структур и общественных организаций.

Сохранившийся до сих пор серьезный научный потенциал российского инженерного образования многие участники совещания связывали с единой образовательной системой подготовки и переподготовки кадров и единым производственным замыслом, существовавшим еще во времена Советского Союза. Как считает первый проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э.Баумана Евгений Юдин, “единое образовательное пространство было разрушено, сейчас оно восстанавливается”.

“Все осознали необходимость сплачивания усилий. Сама жизнь заставляет нас работать вместе. Заканчивается период разброда и шатания. Нас развели на постулате: “Кто кого кормит и за чей счет живет”. На этом можно разбить даже родню в любой точке Земли. Наша задача - понять, что мы можем принести к общему столу”, - поддержал и развил эту мысль в приветствии участникам совещания зампредседателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы Анатолий Корендясев. По его словам, России есть чему поучиться, например у Казахстана, имеющего положительный опыт возвращения высококвалифицированных кадров в страну и в производство.

Свой анализ результатов мониторинга рынка труда и востребованности программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в странах СНГ представила участникам совещания доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана Ляля Кансузян. Она подчеркнула, что экспорт российских образовательных услуг способствует расширению межгосударственных связей, развитию профессиональных интересов, интенсифицирует перемещение рабочей силы, повышает рейтинг российского образования.

Выступления представителей разных республик показали, что кадровые проблемы на постсоветском пространстве во многом схожи.

Инженер по подготовке кадров компании “Гродно-азот” Инна Шурко (Белоруссия) рассказала о том, как у них на производстве происходит подготовка и переподготовка кадров. По ее словам, мастера, работающие на заводе, сами готовят стропальщиков, крановщиков, гидравликов. По этим специальностям у предприятия есть лицензии на ведение образовательной деятельности. Но когда требуется переподготовить инженеров, завод вынужден приглашать преподавателей вузов. И здесь МГТУ им. Н.Э.Баумана мог бы очень помочь предприятию. Кадровик с Молдавского металлургического завода Иван Лозовский рассказал о серьезных трудностях с подготовкой специалистов для металлургии. “В стране нет массовой потребности в таких кадрах, - отметил он, - поэтому нет и вузов, которые их готовят. Наши инженерно-технические работники обучаются в России”. По его словам, ежегодно около 100 инженерно-технических работников предприятия нуждаются в повышении квалификации, однако информации о том, куда их можно отправить поучиться, у руководства компании нет. Оно готово платить вузам, которые возьмутся за повышение квалификации специалистов. Эти вузы, в свою очередь, должны отвечать за качество образовательных услуг. “У нас есть деньги, но мы не знаем, где купить нужные нам программы, оборудование, дидактические материалы”, - повторил И.Лозовский. На дефицит инженерных кадров по обеспечению обслуживания и диагностики современной медицинской техники в Казахстане обратил внимание профессор Казанского научно-технического университета Кабержан Исаков. “Необходимо, чтобы к нам приезжали специалисты и поднимали уровень образования по остродефицитным специальностям. Это - животрепещущая проблема”, - подчеркнул профессор.

О том, какие программы, учебные планы, пособия и методические указания уже разработаны для профессиональной инженерной переподготовки и повышения квалификации в МГТУ им. Н.Э.Баумана, рассказал замдиректора Межотраслевого института повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий МГТУ Валентин Валиков.

После обсуждения зарубежные гости побывали на экскурсиях в лабораториях университета, встретились с ректором, подписали итоговый документ, в котором поручили МГТУ им. Н.Э.Баумана продолжить разработку и внедрение учебно-методических комплексов, расширяя спектр образовательных направлений с помощью дистанционных форм обучения. Участники совещания решили также в рамках Общественного совета базовой организации создать рабочую группу по апробации учебно-методических комплексов в государствах - участниках СНГ, начиная с вузов республик Беларусь и Казахстан.

Обсудить на форуме
researcher@