.
поиск
28 марта 2008

Парад параметров
О неудовлетворительной работе системы подготовки кадров высшей квалификации говорят в последнее время на всех уровнях. Нарекания на качество диссертационных работ высказываются и высшими руководителями государства, и министром образования и науки, и руководителями Высшей аттестационной комиссии. В чем же причина этого явления? И можно ли исправить ситуацию?

Наталья Платонова

О неудовлетворительной работе системы подготовки кадров высшей квалификации говорят в последнее время на всех уровнях. Нарекания на качество диссертационных работ высказываются и высшими руководителями государства, и министром образования и науки, и руководителями Высшей аттестационной комиссии. Все эти упреки абсолютно справедливы. Об этом давно знают ученые, которые работают в диссертационных советах или в любой другой форме знакомятся с научными работами, защищаемыми в последние годы. Эти работы зачастую представляют собой прилично (или неприлично) скроенные рефераты, в которых присутствует некий обзор, но нет собственных исследований.

В чем же причина этого явления? И можно ли исправить ситуацию?

На наш взгляд, прежде всего, надо бы договориться о терминах. Само понятие “диссертация” сегодня понимается по-разному. Нет и однозначного определения, что такое система подготовки кадров высшей квалификации, даже в нормативных актах. Так, она трактуется там и как “повышение квалификации”, и как форма подготовки научно-педагогических и научных кадров. И даже как научная работа. Одно ли это и то же? Или все же это разные вещи? Можно ли их совместить в одной системе?

Думаю, что нельзя. Для того чтобы пояснить эту мысль, начнем с конца. Научное исследование в конечном или в промежуточном итоге может найти отражение в диссертации. Но как его регламентировать по срокам? Оно с трудом загоняется в “индивидуальный план подготовки аспиранта” и прочие отчетные документы. Наука - дама капризная, она может дать и результат, и его отсутствие - и это тоже будет результат! А мы именно параметр “написание диссертации” возвели в абсолют. Вот и получаем диссертации, слабо связанные с наукой.

В действительности, основной (и практически единственный) нормативный документ, касающийся этих вопросов, прямо в своем названии говорит нам о другом параметре, о котором все забыли. Этот документ - “Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ”. Речь там идет о том, что “докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования”. Соответственно, и основным параметром или показателем эффективности аспирантур должно стать количество выпускников, оставшихся работать в вузе или НИИ. А диссертация может быть защищена позже, тогда, когда научными результатами будут удовлетворены и их автор, и его научный руководитель, и диссертационный совет. Пока же результатами так называемых защит в срок зачастую не удовлетворен никто, и в первую очередь основные потребители - государство, общество и экономика. Но ведь существует опыт Белоруссии, который можно творчески использовать и у нас! Тогда схема подготовки кадров высшей квалификации будет выглядеть следующим образом.

1-й этап. Научные учреждения и вузы (далее - Заказчики) представляют в Министерство образования и науки РФ обобщенные заявки на подготовку научных работников высшей квалификации за счет средств федерального бюджета по соответствующим отраслям науки и специальностям научных работников. Эти заявки подаются Заказчиками под конкретные рабочие места. В заявке указывается организация, с которой согласован вопрос о возможности подготовки заявленных специалистов (далее - Исполнитель). Такая же заявка подается и в том случае, когда организация, имеющая потребность в подготовке научных работников высшей квалификации (Заказчик), и организация-Исполнитель представлены в одном лице.

2-й этап. Данные заявки обобщаются в разрезе отраслей науки и формируются в виде проекта плана приема в аспирантуру, адъюнктуру, докторантуру. Проект плана корректируется: учитываются и возможности финансирования, и государственные приоритеты в научных исследованиях. Затем план утверждается в установленном порядке. Таким образом, определяются контрольные цифры приема аспирантов, адъюнктов, докторантов и объемы финансирования.

3-й этап. Заказчик в установленном порядке принимает на себя обязательства по трудо­устройству специалистов после окончания аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры.

4-й этап. Темы диссертаций до их утверждения учеными советами организаций-Исполнителей согласовываются с Заказчиками.

С аналогичными предложениями неоднократно выступали руководители атомной отрасли, фактически предлагая создать систему научно-производственной кооперации. Они хотят добиться разработки специальной программы, преду­сматривающей развитие единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России и финансирования этой программы.

Для того чтобы все предложенные меры могли быть реализованы, нужен координирующий орган, который будет (в числе других функций) определять политику финансирования подготовки кадров высшей квалификации. Уже высказывались предложения о создании Научно-координационного совета, в состав которого вошли бы не только представители государственных заказчиков, но и ведущие ученые, представители вузов Российской Федерации. Кроме того, имело бы смысл создать Учебно-методическое объединение по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Министерства образования и науки РФ. В его составе могут работать комиссии или советы по отдельным научным направлениям, головными в которых будут ведущие вузы, специализирующиеся в определенных областях науки. К функциям этого УМО можно было бы отнести:

определение приоритетов в науке и образовании;

количественное определение потребности в кандидатах и докторах наук;

выделение головных вузов по научным направлениям;

определение вузов-партнеров, которым по силам подготовка кадров высшей квалификации;

распределение заказа на подготовку головному вузу и вузам-партнерам.

Перечисленные меры, конечно, не исчерпывают всех возможностей решения проблемы. Но разговор об этом необходим - как необходимы и поиски путей изменения нынешней ситуации в сфере подготовки кадров высшей квалификации.

Обсудить на форуме
researcher@