.
поиск
6 февраля 2008

Политика аналитики
На заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте России, состоявшемся 30 ноября 2007 года, была одобрена “Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы”. В течение двух месяцев этот документ проходил экспертизу в разных государственных ведомствах. Ожидается, что в ближайшем будущем правительство программу утвердит и госакадемии приступят к ее реализации.

Надежда Волчкова

На заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте России, состоявшемся 30 ноября 2007 года, была одобрена “Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы”. В течение двух месяцев этот документ проходил экспертизу в разных государственных ведомствах. Ожидается, что в ближайшем будущем правительство программу утвердит и госакадемии приступят к ее реализации.

Разрабатывали программу совместно Минобрнауки и государственные академии наук. В РАН за ее разработку отвечали Научно-организационное управление Президиума и Институт проблем развития науки (ИПРАН), который в конце прошлого года был создан на базе одноименного центра при Президиуме РАН. Мы попросили директора института доктора экономических наук Левана Миндели рассказать о документе, по которому РАН и другие госакадемии будут жить в ближайшие пять лет, а также о стоящих перед Академией наук проблемах, в решении которых принимает участие ИПРАН.

“Подобная программа разработана впервые за время существования российской науки, - пояснил Леван Элизбарович. - Раньше каждая государственная академия работала по своим планам, и, хотя в рамках совместных тематик они, конечно, взаимодействовали, координация проводимых научных исследований оставляла желать лучшего. В новую программу заложены механизмы, позволяющие финансировать междисциплинарные проекты с участием организаций, специализирующихся в разных областях науки”.

Проект программы предусматривает финансовую и организационную самостоятельность государственных академий наук при надлежащем контроле со стороны федеральных ведомств. Общее руководство реализацией программы будет осуществлять специально созданный Координационный совет, в состав которого войдут представители госакадемий, Правительства РФ, федеральных органов власти. Предполагается, что Координационный совет возглавит президент РАН. Сведения о результатах выполнения программы, включая достигнутые целевые показатели и объемы затраченных средств, будут публиковаться в печати и на интернет-сайтах госакадемий.

Кроме переориентации на программное финансирование руководству РАН в ближайшее время предстоит решить проблемы, связанные с введением новой отраслевой системы оплаты труда, а также выходом академии в 2009 году из сферы бюджетного учета и необходимостью организации независимого аудита. Аналитическое обеспечение этих нововведений, видимо, будет возложено на Финансово-экономическое, Научно-организационное управления РАН и Институт проблем развития науки.

“Для выполнения этих задач у нас есть все условия: современная информационная база, сотрудники, имеющие внушительный опыт экономического и статистического анализа научно-технического комплекса, - говорит Л.Миндели. - Мы уже приступили к решению проблем, важных для академии в нынешний, “переходный”, период ее жизни: создаем подробную базу данных по всем институтам, которая будет постоянно обновляться. Совместно с управлениями Президиума РАН занимаемся уточнением ведомственной статистики, а также проводим мониторинг научной инфраструктуры и оценку инновационного потенциала всего государственного академического сектора”.

На вопрос, будут ли накопленные сведения доступны для всех заинтересованных лиц и организаций, Л.Миндели ответил так: “Руководство академии настаивает на максимальной открытости полученной нами информации. Она будет публиковаться в печати и размещаться на сайтах РАН и ИПРАН. К ближайшей сессии Общего собрания РАН мы планируем выпустить сборники “Научные организации РАН: 2007” и “РАН в цифрах: 2007”.

Обсудить на форуме
researcher@